На главную
Сегодня: Поиск:
 
На главную Написать письмо Добавить в Избранное Карта сайта  
Новости

Концепция Первого Международного форума «ЭКОПОЛИС – МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО»



Из приветствий и писем центральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти по проводимым мероприятиям Программы МОЭФ



Экология духа *Стихотворения




 

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ И КРУГЛЫХ СТОЛОВ
«ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ
ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ» 18 МАЯ 2006 г.

вернутся к содержанию >>>

Опыт регионов России в формировании рынка
экологически безопасных товаров и технологий

МОСКОВСКИЙ РЕГИОН

О качестве питания москвичей

*Как повышается качество питания москвичей
*Возможности выбора продукции по цене и происхождению
*Потребительские цены в Москве стали ниже, чем по России
*Импортная зависимость уменьшается
*Частно-государственное партнерство
*Межрегиональные связи. Агрохолдинги

В. И. Холодков, заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы

Реализация социально-экономической политики правительства Москвы, обеспечивающей последние годы рост реальных доходов и покупательной способности населения, превышающей рост цен, а также увеличение производства, объема оптового и розничного оборота позволили повысить уровень и качество питания москвичей.
Какими цифрами можно это проиллюстрировать? Вот стратегия, над которой работает департамент.

По сравнению с уровнем прошлого года среднедушевое потребление мяса по Москве возросло на 17%, рыбы на 6%, овощей на 15 %, масла растительного на 13%. Теперь давайте посмотрим, а как это по категориям населения. То есть, 19% населения питается ниже уровня потребительской корзины. Я думаю, это главная категория людей, которая сегодня не имеет средств для того, чтобы покупать продукты не только геномодифицированные, но и вообще продукты. Это главная категория, которая сегодня попадает в ту проблематику, которую мы сегодня в течении дня обсуждаем.
Группа, которая имеет большие доходы, естественно, следит за своим питанием, они понимают что такое геномодифицированная продукция что такое продукция здорового питания, и тут вроде бы проблем нет. Думать только надо о той категории, которая питается ниже уровня потребительской корзины.

Мы предполагаем, что к 2010 году по мясу, маслу животному, рыбе и рыботоварам достигнем научно обоснованных рациональных норм потребления, тех норм, которые были давным-давно приняты, они пока не устарели.


Что в этой связи представляется? С нашей точки зрения, очень важно чтобы и в опте и в рознице была политика, которая позволяла или давала выбор потребителю выбирать продукцию по цене и по происхождению. Или это чистый продукт, который должен быть маркирован, и мы с вами как покупатели и потребители должны понимать, что мы потребляем. Вот это сегодня главная задача, задача номер один, которая сегодня стоит перед Департаментом продовольственных ресурсов, которая, я полагаю, в такой же степени, а может даже и более остро стоит перед Департаментом науки и промышленной политики и Департаментом потребительского рынка и услуг.
Созданная в городе система формирования продовольственных ресурсов выстроена на конкурентное частно-государственное партнерство, и программа целевого подхода обеспечила в 2005 году наполнение продовольственного рынка. У нас есть годовые программы, это не возврат к старому плановому хозяйству - просто мы с предприятиями, которые находятся в городе, определили, как мы взаимодействуем, с тем чтобы обеспечить наличие товаров, обеспечить своевременность, ритмичность.
Таким образом, если говорить о темпах роста потребительских цен, то Москва не возглавляет рост уровня цен, последние два-три года они на 1-2% ниже, чем в целом по России, хотя по росту цен всегда Москва шла впереди. Эту тенденцию удалось сломить, в том числе и за счет того, что у нас есть ресурсы, организованные системы, которые позволяют ритмично и стабильно иметь запас, влияющий в данном случае концов конкуренция, выбор товаров и всё это приводит к этому графику.



У нас сегодня очень высокая, к сожалению, импортная зависимость. По мясу мы зависим на 70%, по маслу животному – 59%. А был пик 84%, и 65%. Сегодня тенденция опять пошла немножко вверх, это достаточно тревожно. По маслу животному ситуация более спокойная. Позже я расскажу о тех мерах, которые применяет правительство Москвы в части тенденции, которая пошла на снижение, что относится напрямую к рассматриваемому нами вопросу.



Основными механизмами реализации социально-экономической политики правительства Москвы в сфере продовольственной безопасности является межрегиональная связь.
Понятно, что на старте нет возможности выращивать какие-либо сельскохозяйственные товары, можем только перерабатывать. У нас есть городские целевые программы, в которых участвует Московский АгроХолдинг, в том числе реализующие приоритетные национальные проекты.
Департамент имеет соглашения с более чем 100 предприятий, определяющих всю продовольственную политику города Москвы.
По нашей инициативе в эти соглашения внесены вопросы качества продукции, соответствия их ГОСТу. Там заложен механизм, который позволяет, в том числе, работать и по ГМИ. В соглашениях с крупными структурами, имеющими арендаторов, договорились об отражении вопросов качества и в договоре на аренду. Здесь возникают вопросы качества контролирующих органов и их усиления. Эти органы имеют механизмы экономических санкций, предупредительную форму санкций, вплоть до расторжения контракта в целях регулирования этих процессов.
Далее, мы имеем три соглашения с контролирующими организациями, в том числе с Объединенной ветеринарной службой, Центром стандартизации и метрологии. Эти соглашения позволяют координировать деятельность и направлять усилия на наиболее узкие места.



Если говорить об оптовом звене, то это приблизительно 9,5 млн. т (1/3 грузооборота) по годовым программам, а 2/3 - через материально-техническую базу, отслеживаемую и контролируемую соответствующими органами. Сегодня усилия контролирующих органов надо направлять на неорганизованную, стихийную продукцию, а не на добросовестных предпринимателей.
В соглашениях с регионами мы также отражаем все вопросы по качеству (ГОСТы). У нас есть три отраслевых союза, координирующих, разрабатывающих методологию, вносящих инициативы в органы государственной власти. Это еще один инструмент контроля качества.
Отдельно можно сказать о реестре складских помещений. Они предполагают заявительную форму, добровольную сертификацию. Если это в организованном порядке, то у них есть все надлежащие формы хранения продукции. Они законопослушны, прозрачны, с ними легко работать. Усилия нужно направлять на остальных.
В городе существует программа оптовой торговли продовольствием, которая предусматривает в 2005-2007 организацию распределительных центров в комплексах оптовой торговли на базе 10 действующих предприятий и развития оптовой торговли на 14 лет вперед. Запланировано строительство 15 новых предприятий оптовой торговли, которые прилегают к МКАДу, с тем чтобы развязка была удобной, когда люди едут на дачи и многие другие места, чтоб было удобно. Это разгрузит транспортную проблему города.



У нас сегодня не хватает нормальных складских емкостей. Это проблема, связанная с качеством продовольствия. Есть нормальные емкости, холодильники, есть нормальные перевозчики, есть нормальные магазины – «нормальные» я имею в виду те, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям. И тогда есть гарантия, что мы всегда, в любое время можем иметь запасы, в том числе экологического товара. Но эту проблему мы видим, решаем. Без решения этой проблемы все остальное вторично. Приведу две цифры. Общие размеры модернизированных площадей в 2005-2007 гг. составят 267 тыс. кв. м, а общие размеры вновь вводимых – 255 тыс. кв. м. То есть прирост большой. Мы далеки от того, чтобы говорить о стабильности ситуации с точки зрения обеспечения нормальными, отвечающими современным требованиям складскими емкостями.
Еще очень интересная тема. Мэр Москвы инициативно три года назад принял решение о создании интегрированных хозяйств замкнутого типа, агрохолдингов.
Москва имеет 500 тыс. га пашни, поголовье крупного рогатого скота 35 тыс. голов, свиней 252 тыс. голов, птицы 14 млн. мы сами производим в своих агрохолдингах 141 тыс. т мясопродуктов, 10 тыс. т рыбопродукции, почти 1 млн. т зерна, крупы 53 тыс., картофеля 70 тыс. и овощей 138 тыс. т. Таким образом, это напрямую влияет на качество.

Московские аргохолдинги, имеющие сеть в городе, взяли в аренду, купили землю, начали разрабатывать ее. За 3 года вложено, привлечено 19 млрд. руб., и только 1 млрд. из бюджетных средств.

В прошлом году на ВВЦ мы проводили ярмарку «Золотая осень» в рамках Министерства сельского хозяйства и Правительства Москвы, на которой были продемонстрированы наши достижения и показаны проблемы, которые перед нами стоят.

Перейдем к проблеме приоритетных национальных проектов. У нас сегодня 12 агрохолдингов, которые действуют.

Они разработали 20 проектов 10 регионах. Мы предполагаем, привлечь порядка 16, 5 млрд. руб. на покупку племенного скота, на строительство пашей, дорог, жилья и пр. в этом году мы уже заключили договоров кредитования с Россельхозбанком, с Сбербанком на 4, 5 млрд. руб. Всего в этом году мы предполагаем привлечь порядка 8 млрд. руб. Дело в том, что средства Минсельхоза и Президентской программы имеют целевую социальную направленность. 2/3 ставки субсидируются через федеральный бюджет, а 1/3 ставки через местный бюджет, т. е. Таким образом, деньги получаются как бы без процентов. Есть проблема залогового обеспечения, быстрого тиражирования свиноферм, животноводческих комплексов, технологическая проблема конкурентоспособности, технологий, строительства. У нас есть хорошее соглашение с Баварией. Мы обучили там специалистов. Они прошли там производственную практику. Предполагаем закупить в этом году порядка 6-10 тыс. голов сементальской породы, с тем чтобы поставить на откорм. Предполагаем создать крупный селекционный центр, который позволит тоже тиражировать и развивать сельское хозяйство.
Все эти меры позволяют говорить о следующем. Вся эта продукция «своя». Люди, которые работают, тоже регулируются и управляются московскими агрохолдингами. Мы вкладываем часть средств бюджета на возвратной основе на условиях стандартов, времени, качества. Это тоже контролирует качество.
На заседании Правительства Москвы рассмотрен вопрос о продовольственной безопасности г. Москвы. Это первый закон. Этот документ был единым, вовлек в себя все разрозненные нормативно-правовые акты. Понятно, что сам закон проблемы не решит. Но без него двигаться дальше нельзя. В нем будут основополагающие термины, подходы. Его потом останется только дополнять и развивать.

вернутся к содержанию >>>

«О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы
на 2006-2008 годы».

*Программы по улучшению экологической обстановки в Москве
*Экологический комфорт города – главная задача
*Повышению качества питания помогает экологическая сертификация. Некоммерческое партнерство «Московские экологичные продукты»

И. Ю. Новицкий, депутат Московской городской Думы

Правительство Москвы постановило: с целью реализации закона города Москвы «О государственных целевых программах в городе Москве», постановлений Правительства Москвы «О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве», «Об экологической доктрине города Москвы» и для улучшения экологической обстановки в городе:

  • утвердить целевую среднесрочную экологическую программу города Москвы на 2006-2008 годы;
  • определить приоритетными следующие направления природоохранной деятельности:

1. Система управления промышленными и бытовыми отходами.
2. Сохранение и развитие природных и озеленённых территорий города, реабилитация, восстановление и повышение устойчивости системы природных и озеленённых территорий города. Цветочное оформление.
3. Охрана почвенного покрова города.
4. Развитие инфраструктуры водохозяйственного комплекса. Охрана и восстановление водных объектов.
5. Защита воздушного бассейна от выбросов стационарных и передвижных источников. Защита территорий от шумового загрязнения.
6. Экологический мониторинг и учёт источников негативного воздействия на компоненты окружающей среды.
7. Экологическое образование и просвещение. Пропаганда бережного отношения к природному комплексу. Повышение уровня экологической культуры учащихся. Формирование экологической культуры населения.
8. Экология человека.

Экология человека в городе рассматривает взаимодействие населения с городской средой и оценивает степень пригодности городских условий жизни для горожан. По оценке экологического комфорта города учитываются такие показатели, как уровень социального благополучия, степень экологической безопасности и правовой защищённости, занятость и удовлетворённость людей работой, наличие условий для отдыха и восстановления сил.
Одной из важнейших составляющих жизни человека является потребляемая им пища. Обеспечение здоровья и безопасности жизни москвичей не может быть достигнуто без системы мер, позволяющей защитить их от некачественных и загрязненных пищевых продуктов. Для обеспечения населения достоверной информацией и поддержки отечественных производителей высококачественной пищевой продукции введена в действие система добровольной сертификации «Экологичные продукты».
Главным заказчиком – координатором программы утверждён Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Государственными заказчиками программы являются:

  • Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы;
  • Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
  • Департамент образования города Москвы;
  • Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
  • Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
  • Департамент транспорта и связи города Москвы;
  • Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
  • Управление по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы, префектуры административных округов города.

Контроль за выполнением постановления возложен на министра Правительства Москвы Бочина Леонида Арнольдовича.
Депутаты Московской городской Думы совместно с жителями столицы будут осуществлять общественный контроль.

вернутся к содержанию >>>

О работе Некоммерческого партнерства «Московские экологичные продукты» в рамках Московской системы добровольной сертификации «Экологичные продукты».

Московская система добровольной сертификации «Экологичные продукты» создана в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 16.09.03 № 783-ПП «О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке г. Москвы». Организационно работы по сертификации продукции в Системе сертификации осуществляет Некоммерческое партнерство «Московские экологичные продукты» - Орган по сертификации.
Оценка продукции производится на основании норм, разработанных ГУ НИИ питания РАМН, Института экологии и охраны окружающей среды им. Сысина, ТУ Роспотребнадзора.
Отбор проб проводится комиссионно с обязательным участием представителя заказчика путем закупки продукта в торговой точке г. Москвы. В состав комиссии включаются представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы, Государственной инспекции по качеству г. Москвы, НП «МЭП».
Испытания проводятся в авторитетных аккредитованных в системе сертификации ГОСТ Р и системе аккредитации Минздрава РФ лабораториях и испытательных центрах, оснащенных современной техникой.
Экспертная оценка экологичности продукта производится по представленной документации с учетом требований СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Область аккредитации эксперта должна обязательно включать вид продукции, которая подлежит сертификации.
Заключение эксперта на документацию, акты отбора образцов и протоколы испытаний заявляемой продукции Орган по сертификации направляет в Городскую комиссию, в состав которой входят представители департаментов и общественных организаций г. Москвы. Городская комиссия рассматривает вопрос о возможности выдачи предприятию сертификата с правом маркировки продукции знаком «Экологичный продукт». С учетом протокола Городской комиссии, орган по сертификации (НП «МЭП») выносит окончательное решение о признании соответствия продукции всем требованиям добровольной сертификации и выдаче сертификата с правом маркировки знаком «Экологичный продукт».
Требования к предприятиям:
Продукция, представленная на сертификацию, производится только из сырья, полученного без применения стимуляторов роста и откорма, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений, гормональных и ветеринарных препаратов, генетически модифицированных объектов.
Изготовитель обеспечивает строгий контроль по всей цепи изготовления, начиная с выбора производственных территорий, контроля по технологической цепи и конечного продукта.
НП «МЭП» принимало участие в конференциях и круглых столах и выставках:
«Экологические продукты в России», Москва; «Экологическая маркировка и добровольная сертификация», Санкт-Петербург; «Экологически безопасные технологии», Москва; «Здоровое питание», Москва.
Во время выставки «Золотая Осень-2005» (Москва, ВВЦ) мэром г. Москвы Ю.М.Лужковым было проведено вручение сертификатов предприятиям, получившим право маркировать продукцию знаком «Экологичный продукт». Мероприятие было широко освещено в городской и областной прессе, радио- и телепередачах.

Б. С. Мигачев, председатель правления Некомерческого партнерства «Московский экологичный продукт»
Орган по сертификации в организации «Некомерческое партнерство «Московский экологичный продукт» сертифицирует родукцию только из сырья, полученного без применения стимуляторов роста и откорма , без пестицидов, антибиотиков, химических удобрений, гормональных и ветеринарных препаратов, генетически модифицированных объектов. В этой ситуации мы требуем конкретной либо справки какие-то чёткие заверения, декларации от заявителя о том что соблюдаются все эти условия. Например если говорим о сертификации рыбы, то, конечно, требуем справку не только от заявителя, но и от организации, которая занимается рыбным хозяйством и оценкой тех районов, где вылавливается эта рыба. То есть тогда, когда Госсанэпиднадзор или другие официальные органы в министерствах рыбного хозяйства подтверждают, что в таких то районах лов рыбы возможен. Обязательна справка или заверение организации, что именно оттуда эта рыба, которая подлежит нашей сертификации.
В настоящий момент мы находимся на начальной стадии сертификации, провели сертификацию продукции всего наименований порядка 20-30 из 12-13 организаций. Например, это Дашковский совхоз в Серпухове. Там действительно имеются отдельные чистые поля, которые контролируются, и анализ показал, что эту продукцию можно отнести к экологически чистой.
Далее, полуфабрикаты мясокостные из говядины и свинины мелкокусковой, крупнокусковой, фасованные - Черкизовского завода. Мы ставили перед Черкизовским заводом условия оценки именно экологичности, а не только безопасности. По правде говоря, ни одной коровы в Подмосковье не нашлось, которая бы отвечала этим требованиям. Нашли мясо, которое привозят из Белгородской области.
В отношении сливок, творога, сметаны, кефира, молока, масла сливочного нашли частное предприятие «Восход», которое имеет два поля под Нарофоминском, там тщательно отслеживают все условия соблюдения натуральности, не вносят пестициды, химические удобрения. Молоко, творог и масло этого предприятия достаточно хорошо соответствует всем требованиям экологичности. По нашему мнению, проследить за большими полями крупных ферм или совхозов практически невозможно. А вот на маленьких полях небольших ферм это можно сделать. Они легче просматриваются и легче можно с ними работать в этом направлении.
Мы работаем также с Мельничным комбинатом Сокольники (мука), Мельничным комбинатом №3 (мука), Зерностандартом (каша гречневая). Много было заявок по мёду. Российский национальный союз пчеловодов представил действительно экологичную продукцию.
Оценка, связанная с экологичностью, проводится проводится экспертами по каждому виду продукции. Есть городская комиссия, куда входят почти все структуры, заинтересованные в этой оценке (департаменты Правительства Москвы, Госсанэпиднадзор и инспекция по качеству). Собрав все документы, подтверждающие экологичность продукции, мы выносим на комиссию вопрос о возможности или обоснованности присуждения этой продукции знака соответствия экологичности. По рекомендациям комиссии выносим окончательное решение о об утверждении соответствия этой продукции требованиям экологичности и разрешении на маркировку знаком соответствия.
Следует поставить еще один вопрос. Мы не знаем точного определения, что такое экологичный продукт. Поэтому каждый или почти каждый пользуется тем определением, которое ему выгодно. Упускаем сопоставимость этого определения а также сопоставимость требований, методов оценки. Должно быть четко определено что такое экологичный продукт. Многие участники конференций говорят, что понятия экологически чистый продукт быть не может. Вообще говоря, теоретически это так и есть. Поэтому в этом надо разобраться.
Большую проблему представляет собой наличие геномодифицированных добавок или каких то количеств геномодифицированных продуктов в том продукте, который подлежит сертификации. Сейчас по стандарту у нас 0,5% допустимого содержания геномодифицированных добавок в продукции. Рассматривается проект закона, где фигурируют цифры 0,9%, но окончательного решения нет. Однако существует и другая тенденция: до 30 стран в мире вообще считают, что содержание геномодифицированной продукции, употребляемой в пищу, должно быть 0.
Дискуссия между сторонниками использования геномодифицированных добавок в продукте, и сторонников которые считают что ее должно быть 0, очень мешает работе. Эта проблема рассматривалась в Департаменте продовольственных ресурсов Правительства Москвы.

вернутся к содержанию >>>

Оргкомитет
при поддержке
Министерства экономического развития и торговли РФ
Министерства регионального развития РФ
Министерства сельского хозяйства РФ
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Департамента продовольственных ресурсов Правительства Москвы
Министерства экологии и природопользования Московской области
Комитета природных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики
Российской Академии сельскохозяйственных наук
Национального информационного агентства «Природные ресурсы»
Санкт-Петербургского экологического союза
Союза производителей и поставщиков экологически чистой и безопасной продукции
Гильдии экологов
Ассоциации «Теплицы России»
ЗАО «Хлеб», г. Тверь






 
 
На главную   |   Новости   |   Производители и поставщики   |   О программе   |   Нормативно-правовая база   |   Оргкомитет   |   Контакты
Создание веб сайтов<
WEB OPTIMA
Поддержка сайта
Продвижение сайтов
Технический перевод
Экологически чистая и безопасная продукция, 2010-2016 г.

Адрес: 109029, Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр. 16, офис 402, 403
Тел.: +7 (495) 971-6399
E-mail: moef@inbox.ru